Невозможное возможно - The Шаттл

Невозможное возможно


Люди
Невозможное возможно

Все знают, что на территории кампуса есть Единый контактный центр (ЕКЦ). Но почти никто не задумывается, что заявки на ремонт раковины, замену лампочки, уборку и другие нужды оформляют сотрудники центра коммуникаций и подбора персонала, в число которых входят люди с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Мы пообщались с директором центра Светланой Святославовной Заводянской, благодаря которой идея о трудоустройстве таких людей воплотилась в жизнь, и её сотрудниками – Романом и Еленой.

Невозможное возможно

«Мне бы хотелось, чтобы было модным трудоустраивать людей с ОВЗ»

The Шаттл / 31 мая 2021

Все знают, что на территории кампуса есть Единый контактный центр (ЕКЦ). Но почти никто не задумывается, что заявки на ремонт раковины, замену лампочки, уборку и другие нужды оформляют сотрудники центра коммуникаций и подбора персонала, в число которых входят люди с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Мы пообщались с директором центра Светланой Святославовной Заводянской, благодаря которой идея о трудоустройстве таких людей воплотилась в жизнь, и её сотрудниками – Романом и Еленой. 

Расскажите немного о Едином контактном центре: сколько ему лет, кто здесь работает? 

Светлана Заводянская

— Единый контактный центр (ЕКЦ) – это точка связи между нашими студентами, сотрудниками, гостями университета и исполнителями всех служб ДВФУ. Нам уже 8 лет. В месяц силами сотрудников ЕКЦ обрабатывается более 25 000 обращений. Работают здесь в основном студенты университета, но есть и выпускники. Ребята постоянно рассказывают, что работа, которой они занимаются, благоприятно сказывается на учебе. Поэтому учиться она не мешает, даже делает этот процесс легче. Сейчас в контактном центре трудоустроены 18 человек. Двое из них – выпускники ДВФУ, которые начинали операторами, а сейчас занимаются подбором операторов для обслуживания кампуса. 

Какие должности востребованы? 

— На данный момент центр коммуникаций и подбора персонала занимается поиском сотрудников в сервисные подразделения – это горничные, администраторы, грузчики. Сейчас мы ищем 50 студентов на трудоустройство июль – август, скоро будем обзванивать бакалавриат и магистратуру, делать рассылки. 

Это была ваша инициатива пригласить к сотрудничеству людей с ОВЗ? Кто вас поддержал? 

— Да, это была моя ненаписанная диссертация о Едином контактном центре для ДВФУ, где работали бы люди с ОВЗ. Поддержало руководство, спасибо им большое за то, что они готовы к моим «безумным» идеям, и все коллеги службы проректора по управлению кампусом. Они мне до сих пор пишут сообщения, хотя я никакого подвига не совершила. Отдельное спасибо хочется сказать подразделениям ДВФУ, которые пришли в наш центр и провели инструктажи. Если бы не они, ребятам пришлось бы самим ходить по корпусам, что очень тяжело. 

Какой режим работы у сотрудников? 

— ЕКЦ в будние дни работает с 8:00 до 24:00, в выходные и праздничные дни с 09:00 до 21:00. Ребята на полной ставке работают по 8 часов в день. График работы составляется с учетом расписания учебных занятий сотрудников. Очень редко, но бывает так, что ребята на занятиях, и приходится звонки принимать самой. Но радует, что они это понимают, полностью отдаются своему делу и стремятся оформить как можно больше заявок, хотя работают всего лишь около месяца. 

Как проходило трудоустройство людей с ОВЗ? Поделитесь Вашим опытом. 

— Для меня это был первый такой опыт. Возможно, если бы у меня были знания в этой области, я была бы больше к этому готова. В основном все отделы привыкли устраивать на работу людей по обычной схеме. Поэтому выйти из зоны комфорта оказалось не просто. Очень много пишут, говорят о доступной среде, но на практике оказалось по-другому. Ведь у Романа и Елены в индивидуальной программе реабилитации указано полное ограничение к какой-либо трудовой деятельности. А поликлиники, где проходят медицинский осмотр для трудоустройства, не приспособлены для принятия граждан такой категории. Но отступать я даже не думала, пообещала ребятам, что все получится, хотя они и не верили.

Роман принес карту, там – первая группа инвалидности и способность к трудовой деятельности – третья, то есть он не может где-либо работать. У меня были переписки и личные переговоры с начальником отдела кадров. Назначила ей личную встречу, на которой мы уже договорились, что ребята пройдут медкомиссию. Позже позвонила в поликлинику. В итоге все закончилось удачно.

У Лены попросили справку от психиатра, поэтому пришлось недельку подождать. Но после того, как все документы были на руках, она смогла спокойно приступать к работе. Честно говоря, мы протаптывали этот путь, как слепые котята. Признаюсь, были слезы у меня, у ребят, но все получилось. 

Какие дополнительные условия создаются для комфортной рабочей среды? 

— Для Романа переместили и оборудовали отдельный стол, чтобы с прохода ему было удобно доезжать до рабочего места и сразу начинать работу без лишних движений. Для Елены согласовали привоз кошки в общежитие. Ей это рекомендовано врачами для снятия боли и спазмов в мышцах. В медицине есть такое направление как фелинотерпаия – лечение с помощью кошек. Животное очень помогает Елене, даже я заметила разницу ее состояния с ним и без него. Такие простые вещи творят такие чудеса! 

Почему такая деятельность важна в нашем современном мире? 

— Это моя давняя мечта. Я очень хотела, чтобы у ДВФУ был Единый контактный центр, в котором будут работать студенты, выпускники с ОВЗ. Я хочу, чтобы стерлись границы между «мы» и «они», чтобы ребята почувствовали себя нужными. Человек живет тогда, когда чувствует, что кому-то необходим, когда его воспринимают таким, какой он есть. Мы положили этому начало, главное, чтобы это и дальше набирало свои обороты. 

Необычным, но совершенно успешным работникам контактного центра Роману и Елене пришлось преодолеть множество трудностей перед тем, как приступить к работе. О своем пути они рассказали нам. 

В чем заключается твоя работа? Тяжело было трудоустроиться? 

Роман 

— Год назад я закончил университет, учился на китаистике, даже за границу на год летал. После учебы еще год я не работал, пытался что-то найти. В итоге, месяц проработал в Ростелекоме оператором, обзванивал клиентов на дому. На работу никто не брал, я уже даже с Москвой связывался, но все тщетно. Не представляю, что бы я делал без той работы, которая у меня есть сейчас. 

В рабочий день я приезжаю к 9 утра со своим компьютером, потому что не могу, как обычные ребята, писать заметки вручную, и работаю 5 часов. Я оформляю заявки, начиная с уборки мусора и заканчивая целыми мероприятиями, о которых нужно проинформировать электриков, клиниг и так далее. До этого я даже помогал расклеивать объявления. Вообще, работа у нас удаленная, но иногда бывают сложные заявки, которые лучше оформлять не дома, а в самом центре, потому что у коллег можно попросить совета, спросить о чем-то. 

Почему такая деятельность важна в нашем современном мире? 

— Я думаю, это важно, чтобы в будущем у всех людей были равные возможности. Как показала практика, людей с ОВЗ почти никуда не берут на работу. Очень часто к нам относятся не так, как хотелось бы. Сейчас мы как отдельная каста. Я недавно гулял в парке, меня увидели дети и начали тыкать пальцем. Ну я их догнал и сказал, что, если так будут делать, по попе получат. Конечно, хочется здравого, хорошего отношения, очень часто люди грубят, поэтому я надеюсь, что в будущем такой проблемы уже не будет. 

Что для тебя значит работа в центре? 

Елена 

— Я целый год пыталась устроиться на работу, но меня никуда не брали. Если после учебы год не работаешь, ты теряешь смысл жизни. Так случилось и со мной. Каждый день человек просыпается, ест, засыпает и так по кругу. Работа – это такой кайф! Здесь хорошая атмосфера, интересные люди, много общения, и я благодарна, что нахожусь в нужном месте с нужными людьми. Даже, если мне сейчас предложат другую работу, я откажусь.  

Почему такая деятельность важна в нашем современном мире? 

— Было бы классно, если бы сейчас больше внимания обращали на нужды людей с ОВЗ, а в особенности на то, как лучше с нами общаться. Лучше сказать «человек с ОВЗ», потому что слово «инвалид» – устаревшее, очень режет слух. Когда мне говорят: «Эй, ты, инвалид!», я не знаю, куда деваться и к кому обращаться. Очень часто я отвечаю: «Да, я инвалид, и что такого?». И маленькие дети, и взрослые люди просто даже не знают, как с нами разговаривать. 

Как выстраиваются отношения с другими людьми? 

— Все началось еще с детства, часто после моего ответа на уроке надо мной смеялись одноклассники, поэтому я либо не отвечала, либо подходила после занятия. Было очень некомфортно. Мне тяжело выговаривать некоторые слова и из-за этого я не могу переступить через себя и начать с кем-то диалог. Я хочу разговаривать по телефону, но больше переписываюсь, потому что стесняюсь своего голоса. Могу повторять по 5, 10, 100 раз, а меня не поймут, но, когда со мной много-много общаются, люди понимают, что я говорю, даже мой бубнеж. Поэтому передо мной большой барьер в общении с другими людьми. Но я чувствую, что справлюсь. 

Почему работодатели не хотят брать на себя такую ответственность? 

— Они не хотят брать ответственность за нас, потому что боятся, что мы сделаем что-то не так. Хотя сейчас я работаю, как все, и не филоню. По телевизору видела, что некоторые компании получают плюшки за то, что у них работает человек с ОВЗ. То есть они устраивают такого человека только ради этого. Такие работодатели дают информацию, а работать не дают, на бумажке написано, что ты трудоустроен, но на деле это не так. 

Хотя мы живем в современном и развивающемся обществе, среди людей с ограниченными возможностями здоровья Роман и Елена – скорее исключение, чем правило. В наших силах сделать так, чтобы эти «исключения» стали нормой. Главное чаще смотреть по сторонам и помнить: все мы равны и можем достичь многого, лишь бы были те, кто готов помочь. 

Автор: Аделина Щербакова
Редактор: Марина Зубко
Иллюстрация: Ксения Гладкова
Верстка: Эвелина Пилякова 

theshuttle.ru logo https://theshuttle.ru/nevozmozhnoe-vozmozhno/ 2021-06-02

Читайте также:

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: