Окунаясь в чужую культуру - The Шаттл

Окунаясь в чужую культуру


Новости
Окунаясь в чужую культуру

С 26 по 28 февраля в ДВФУ прошла Школа наставников для иностранных студентов. Как прошла школа, почему есть необходимость в наставниках для иностранцев и какие существуют проблемы у приезжих студентов – обо всем этом по порядку расскажем в статье.

Окунаясь в чужую культуру

«Невозможно» — это всего лишь мнение

The Шаттл / 9 марта 2021

С 26 по 28 февраля в ДВФУ прошла Школа наставников для иностранных студентов. Как прошла школа, почему есть необходимость в наставниках для иностранцев и какие существуют проблемы у приезжих студентов – обо всем этом по порядку расскажем в статье. 

Немного о Школе 

Каждый студент, который приезжает учиться в ДВФУ из другого региона, так или иначе проходит период адаптации – новый город, новые люди, заселение в общежитие, привыкание к учебному процессу. Проект «Наставники» помогает всем первокурсникам влиться в студенческую жизнь, пройти период «привыкания» как можно быстрее и вынести из него новые знакомства и знания. Приехать из родного города в большой и шумный Владивосток, поселиться на острове и жить буквально другой жизнью – на это нужно много времени и сил.

Иностранные студенты приезжают не просто из другого города, их путь намного сложнее, а языковой барьер в разы усложняет начало коммуникации. Эти студенты порой слабо или вовсе не владеют русским языком и часто сталкиваются с проблемами, когда общение с сокурсниками или преподавателями кажется практически невозможным, а жизнь в кампусе совершенно отлична от той жизни, которую они вели в своей родной стране.

Школа иностранных наставников стала стартом проекта помощи иностранным студентам. Студенты, прошедшие школу, узнали основы межкультурной коммуникации, познакомились с разными людьми и прокачали свои soft skills. 

Дарья Маратканова, руководитель проекта. Фото: Анастасия Дьяченко

«Идея Школы наставников для иностранных студентов вынашивалась уже очень давно: мы со вторым руководителем, Минеевой Лилией, долгое время были членами Ассоциации российских и иностранных студентов и своими глазами видели, с какими проблемами сталкиваются иностранные студенты, как им тяжело влиться в студенческие сообщества из-за языкового барьера, из-за непривычной среды. Мы с Лилией обе сами были студентками по обмену (Китай и Южная Корея), изучили опыт других стран в наставничестве и поняли, что ДВФУ так же необходим такой проект. С лета 2020 года начали продумывать все, а с осени начали активную работу по созданию не только Школы, но и всей системы наставничества в рамках Блока по работе с иностранными студентами ОСС», – рассказывает Дарья Маратканова, руководитель проекта. 

Наставники для иностранцев – кто? 

Наставники работают со всеми студентами-первокурсниками, в том числе иностранцами. Для чего же тогда нужны наставники конкретно для иностранцев? Период адаптации у иностранцев проходит немного иначе и может затянуться на несколько лет (а кто-то до конца обучения так полностью и не адаптируется). На Школе студентам рассказывали о необходимых иностранцам документах, нюансах жизни в общежитии, которые обязательно нужно объяснить иностранцам, чтобы избежать конфликтных ситуаций.

«Я посчитала, что все-таки русским проще ориентироваться, а иностранцы попадают в новую для них культурную среду, поэтому возникают трудности. Это и стало моей основной причиной выбора программы. Я в принципе люблю помогать людям, а когда подворачивается возможность, то глупо от неё отказаться.

Я никогда не была иностранным студентом и всей боли их адаптации в полной мере понять не смогу. Но я считаю, что проблема достаточно острая. Просто представь, что ты добровольно закинул себя в новую культурную и языковую среду, и уже появляются смешанные мысли. Да, тебе интересно, все очень захватывающе. Но тебе и сложно, потому что ты незнакомой тебе стране, у тебя нет знакомых. Поэтому я считаю, что эта проблема должна поддаваться огласке, чтобы на неё откликалось больше заинтересованных в помощи студентов», – рассказывает Юлия, студентка-лингвист и участница Школы. 

Фото: Анастасия Дьяченко

А каково иностранным студентам? 

Будем честны, мало кто действительно задумывается о том, каково иностранным студентам в новой среде. Из-за разницы культур часто у студентов разных стран возникают между собой конфликты и недопонимания. 

Фото: Анастасия Дьяченко

«Когда я приехал, на самом деле, весь кампус был неожиданностью. Например, климат: в Индии довольно жарко. Единственное, что было сложно в начале – отсутствие русских друзей, так как все вокруг было на русском. Даже спустя 4 года обучения я всё ещё не очень хорошо знаю русский, так что до сих пор сталкиваюсь с некоторыми проблемами… Но со второго курса вместе с друзьями я создал ISA (Indian Students Association) и с тех пор предложил много вещей, которые помогут иностранным студентам в университете.

Когда иностранный студент приезжает, он должен знать о местах, где он может найти вещи первой необходимости, куда отнести документы, как устроен кампус… Также было бы полезно сразу влиться в разные активности с самого начала. Тем не менее, я счастлив быть студентом ДВФУ», – рассказывает Nadeem Roshan, студент 4 курса Школы биомедицины. 

Итоги школы и перспективы 

Школа стала большим шагом к решению проблемы с адаптацией иностранных студентов. Так как сейчас границы открываются очень неспешно, иностранных студентов въезжает относительно немного. Для организаторов Школы и новоиспеченных наставников это хорошо – есть возможность плотнее взаимодействовать с меньшим количеством студентов и набираться больше опыта во взаимодействии. В то же время ребята не забывают и про студентов, которые обучаются в ДВФУ, но пока не могут приехать во Владивосток, ведь даже в другой стране они также нуждаются во внимании. «Мы считаем, что все они должны чувствовать причастность к ДВФУ, что про них не забыли, что мы их ждем и готовы помочь даже пока они находятся за километры от нас», – говорит Дарья.

По итогу Школу успешно завершили больше 40 наставников. По словам организаторов и участников всё прошло спокойно, ребята поддерживали друг друга и с радостью овладевали новыми знаниями и навыками: коммуникация с иностранцами, обмен опытом между участниками и организаторами, более близкое знакомство с кампусом и городом. Ребята учились оказывать первую помощь, практиковали английский язык, составляли маршруты экскурсий по городу и кампусу, прорабатывали выход из сложных ситуаций. 

Многие из нас относятся к иностранцам предвзято, из-за чего мы кажемся недружелюбными, а порой и агрессивными. Но даже если поставить себя на место иностранного студента, сложно представить, с какими трудностями ему приходится сталкиваться на протяжении всех лет обучения. Мы настоятельно рекомендуем быть внимательнее друг к другу в повседневной жизни, искать компромиссы и бороться со стереотипами. Иногда то, что легко одному, кажется очень сложным другому. 

Автор: Эвелина Пилякова
Редактор: Виктория Ефимова
Иллюстрация: Ксения Гладкова 


Читайте также:

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: