Отличайся во всем - The Шаттл

Отличайся во всем


Люди
Отличайся во всем

ДВФУ — это место, в котором можно развиваться всесторонне: творчески, в учёбе и спорте. Один из способов расширить свои знания и встретить единомышленников — программа Academic Excellent and Honors Education (AEHE), которая даёт студентам-«онорам» возможность двигаться дальше в «околоучебной» сфере.

Отличайся во всем

В ДВФУ для талантливых студентов работает программа развития АЕНЕ

The Шаттл / 8 мая 2020

ДВФУ – это место, в котором можно развиваться всесторонне: творчески, в учёбе и спорте. Один из способов расширить свои знания и встретить единомышленников — программа Academic Excellent and Honors Education (AEHE), которая даёт студентам-«онорам» возможность двигаться дальше в «околоучебной» сфере.

Лучше всего в вопросах AEHE разбирается ее основатель —  начальник отдела дизайна образовательных программ Сергей Жданов.

Что такое АЕНЕ?

Academic Excellent and Honors Education – это программа поддержки талантливых и мотивированных студентов ДВФУ, которая нацелена на индивидуализацию образования. Она состоит из трех компонентов. 

Первый — это насыщение среды образовательных возможностей. У нас есть определенный перечень внеучебных активностей, направленных на то, чтобы студенты могли максимально продуктивно провести время в университете. Они нацелены на академическое, карьерное, профессиональное развитие; на получение общекультурного образования; создание максимальных возможностей для раскрытия индивидуальных профессиональных вопросов. 

Второй важный компонент  —навигация студентов в ресурсах университета и глобальной образовательной среды, так как вокруг много всего и иногда непонятно, что искать. Для этого в программе есть специальные курсы и люди, мы их называем «тьюторами». Они осуществляют поддержку индивидуальных образовательных траекторий. 

Третий компонент – обратная связь. Мы спрашиваем у студентов, чего они хотят от программы, от университета, узнаем, какие инструменты поддержки и форматы нужны, как удобнее — и, таким образом, программа становится лучше.

В чем цель программы?

Их несколько. Во-первых, мы хотим, чтобы университет гордился своими выпускниками, а выпускники, в свою очередь, гордились университетом, в котором они учатся. Не менее важно привлечение в ДВФУ большего количества талантливых и мотивированных абитуриентов. Это одно из конкурентных преимуществ университета, которое помогает нам в коммуникации с поступающими. Третья цель — более глобальная: сделать так, чтобы в университете были развиты культура образования, проходящего через всю жизнь, и среда индивидуальных образовательных траекторий.

Открытие программы АЕНЕ 2019-2020 года

Кто разработал АЕНЕ?

Программа была инициирована нашим ректором Никитой Юрьевичем Анисимовым почти 2 года назад после Московского Международного Салона Образования. Первый год мы активно экспериментировали: искали формат и целевую аудиторию. В 2019 году стартовали уже «на чистовую», сконцентрировавшись на тех форматах, в которых были уверены.

Общую координацию программы осуществляет Центр дизайна образовательных программ, но в реализацию вовлечены фактически все подразделения университета, начиная от школ и заканчивая службами проректоров. Это блоки проректоров по учебной работе, по науке, по международным отношениям, по развитию и даже блок проректора по экономике и финансам. Нельзя обойти вниманием Департамент довузовского образования — выпускников их программ мы стараемся включать в наши активности в первую очередь.

Все включены в эту деятельность, потому что АЕНЕ – это системный проект по позиционированию и апгрейду всего университета. Не получится развиваться только с одной стороны, но и как лебедь, рак и щука быть не нужно. Поэтому необходимо синхронизироваться. Иногда это замедляет старт каких-то инициатив и проектов, но результат того стоит.

Кто участвует в программе?

Студенты бакалавриата и специалитета со всех направлений подготовки — от востоковедов до инженеров. В этом году мы сознательно немного «отрезали» выпускников по ряду причин. Но в следующем, скорее всего, будем набирать вообще всех бакалавров и «специалистов». Магистров мы не берем, так как понимаем, что этим студентам нужны совершенно другие сервисы и возможности. 

Студенты пишут заявление, прикладывают к нему свое мотивационное письмо и портфолио. В этом году мы начинаем все это делать с помощью общего университетского цифрового портфолио. После того, как заявление рассмотрено, студентам присваивается статус «талантливого и мотивированного» и для них открывается доступ к различным дополнительным образовательным активностям.

Открытие программы АЕНЕ 2019-2020 года

 Какие есть направления обучения?

Их достаточно много. Это как узкоспециальные дополнительные курсы, так и общекультурные, например, сервисы тьюторского сопровождения на грани с коучингом, которые помогают студенту понять, зачем он учится, и какие ресурсы есть вокруг. Курсы на развития «софтскиллс», разные активности. Например, в прошлом году студенты принимали участие в Восточном экономическом форуме. Курсы языка: для английского у нас вообще огромная линейка – 12 групп. 

Все эти курсы размещены на витрине образовательных активностей ДВФУ; доступ к ней есть из личного кабинета и из главной страницы ДВФУ (под новостями). Мы объявляем начало семестра и открываем запись на разные активности: какие-то на год вперед, какие-то на семестр, какие-то более краткосрочные. Студенты на них записываются, и по итогам усвоения этих активностей записи об их прохождении попадают в цифровое портфолио.

Какие у программы сроки проведения?

Статус «талантливого и мотивированного» студента дается на год, но мы привязываемся к семестру и стараемся не захватывать сессии, каникулы, хотя в прошлом году мы проводили Школу восточных языков сразу после ВЭФа, то есть еще до начала учебного года. В остальном, статус дается на год, и, если у студента есть желание продолжать обучение в следующем году, нужно перепоступить на программу.

Уже заинтересовались в программе и собираете портфолио на следующий семестр? Если еще нет, то историй от студентов- «оноров» точно поменяют ваше мнение.

Анна Гонтарь — студентка 2 курса международных отношений, участвует в АЕНЕ второй год

Об АЕНЕ я узнала во время Приемной компании в 2018 году. В то время программа только запускалась, и в нее приглашали абитуриентов с баллами ЕГЭ 230+. На первом этапе программа предложила обширную программу работы — одним из мероприятий было взаимодействие с тьютором. Он помогал мне разрабатывать личную траекторию развития. Этой траектории я стараюсь придерживаться и сейчас. 

Первый год запомнился мне изучением университета и его ресурсов. Моим первым успехом стала поездка на «Московский Салон Образования – 2019», где я поделилась со школьниками своим опытом в кластере «Профориентация». В конце первого курса я выиграла грант от АЕНЕ на двухнедельную стажировку Высшей Школы Экономики «Летний университет».

В новом учебном году содержание программы заметно изменилось. Теперь «оноры» проводят исследования в проектных группах. Я, например, принимаю участие в проекте «Школа международной политической аналитики». С ребятами из команды мы пишем аналитический доклад. АЕНЕ дает участникам проекта возможность дополнительно изучать языки. Была даже  пятидневная «Школа восточных языков» с учителями японского, китайского и корейского. Там я познакомилась с японским языком. 

Помимо крупных плановых активностей, в программе появляются спонтанные, например, встречи с гостями ДВФУ. Недавно на программу БРИКС приезжала Кристина Роппельт. Я интересовалась работой этой девушки, и было безумно приятно, когда АЕНЕ организовал встречу «оноров» с ней. В такие моменты кажется, что вся Вселенная способствует тому, чего ты хочешь.  

Программа создана для того, чтобы вкладывать, или, как сейчас принято говорить, «инвестировать» в нас, студентов, чтобы к моменту выпуска мы обладали большим багажом знаний и умений, чем средний студент той же специальности, например. Это обеспечит нашу конкурентоспособность на рынке труда. Следовательно, мы сможем больше сделать для предприятия или компании, где мы будем работать, а значит, привнесем больший вклад в развитие нашей страны, а, может быть, и мира.

Свою историю участия в АЕНЕ нам рассказал ещё один «онор» Юрий Мурзин

В сентябре 2018 года готовилась к первому набору программа Academic Excellence and Honors Education. В то время у меня, как и, наверное, у многих первокурсников, было непреодолимое желание поучаствовать во всём и сразу. А тут такая возможность — программа для высокобалльников.

Первая встреча с одним из руководителей программы  Андреем Ходыревым, оставила ещё больше вопросов, чем их было до нее. Мы услышали его представления насчёт будущего программы и нашего формата взаимодействия с ней и приняли участие в самом первом образовательном треке – лекции Тимура Зарудного о личной эфективности. 

Первой интересной лично для меня возможностью стал набор участников в Русско-азиатскую бизнес-школу «Рост» в октябре . Студентам, состоящим в программе, предоставили возможность, пройдя отбор, принять участие бесплатно.  После этого я поучаствовал в большом количестве мероприятий, которые не составят и десятой части от тех, что я мог посетить гипотетически. Выбор событий обширный — выбирай, что больше нравится.

Я думаю, AEHE — это не столько мероприятия, сколько индивидуальная образовательная траектория (ИОТ) . Для меня ИОТ – это возможность добавить в багаж знания и навыки, которые я не могу получить в рамках основной образовательной программы. При этом, если соблюдены все необходимые условия, университет подтвердит эти самые знания и навыки. Развивающаяся сейчас витрина образовательных активностей – яркий пример инструмента для формирования ИОТ.

Открытие программы АЕНЕ 2019-2020 года

Впервые действительно плотно поработать с ИОТом мне довелось на двух интенсивах, посвященных созданию образа своего будущего . Мы пытались понять, что же мы хотим получить от времени, проведенного в университете и чего хотим добиться через 5, 10, 15 лет, какие ресурсы у нас есть для достижения целей и действительно ли в нужном направлении мы сейчас движемся. Двух интенсивов для этого, конечно, мало, поэтому на помощь всегда приходят тьюторы.

В новом семестре программа заняла свое место в официальном расписании, что сильно упростило жизнь участникам. Кроме того, поменялся формат работы с тьютором: теперь стало возможным выбрать несколько наставников, которые специализируются на более узких областях, или не обращаться к ним вовсе, если такой необходимости нет. Я, например, не очень активно работаю с тьюторами, но отдельной любовью для меня стали онлайн-курсы, при этом участникам программы могут часть курсов оплатить, если они необходимы вам в рамках образовательной траектории.

Все сложные и непонятные идеи, которые были на старте, начали складываться в единую картину, с которой намного проще работать. В то же время цифровизация сделала многие вещи намного удобнее. Так, 2019 учебный год для программы во многом примечателен интеграцией с витриной образовательных активностей, которая сделала поиск нужного мероприятия или какой-либо иной деятельности намного удобнее. Хочешь поучаствовать в каком-то проекте, но не знаешь в каком? Можно пролистать доступные и выбрать что-то для себя. Здесь собрано почти всё: изучение языков, работа с тьюторами, технологические проекты, научная деятельность.

 AEHE позволил мне использовать все необходимые инструменты. Никогда в жизни бы не узнал, что у студентов есть доступ к Microsoft Azure с определенным депозитом, если бы не встреча, посвященная искусственному интеллекту. Другой важный бонус — знакомства с интересными людьми и получение полезных контактов. Более того, когда ты погружаешься в среду целеустремленных людей — сам заряжаешься.

«Онор» Анастасия Романова в рамках АЕНЕ успешно изучает иностранные языки

Мой опыт изучения языков в рамках программы АЕНЕ начался в прошлом году с курсов изучения английского. Мне тогда повезло, потому что изначально я не была зачислена в группу, но потом меня согласились туда добавить, так как некоторые участники отказались от занятий. Я училась на курсе «Critical thinking» для уровня С1.  Благодаря нему я смогла в течение семестра поддерживать высокий уровень языка и работать над его улучшением, чего, опять же, не хватало на обычных занятиях, которые были рассчитаны на более низкий уровень. 

Из всех, кто записался на языковой курс в нашу группу, до конца дошли только трое, причем двое попали в программу уже через дополнительный набор. Это, на мой взгляд, связано с  проблемой, актуальной и сейчас — расписанием. Дело в том, что расписание участников занятий порой кардинально различается и практически невозможно подобрать удобное для всех время, поэтому некоторые выбывают из программы. Но я надеюсь, что это разрешится, и все, кто хотел бы заниматься языками в АЕНЕ, смогут это делать.

В новом учебном году я пошла на курсы китайского в начальную группу. Попала туда тоже в результате донабора: на летней языковой школе меня не было. Занятия проходят по двум разным направлениям — общий китайский и подготовка к экзамену HSK. Несмотря на то, что изучением китайского я занимаюсь уже второй год,  курсы от АЕНЕ оказались полезными. Во-первых, я смогла познакомиться с форматом экзамена на уровень владения языком, что очень круто, так как я планирую его сдавать в ближайшем будущем. Во-вторых, я смогла подтянуть произношение и устранить многие пробелы в понимании базы китайского языка.

В целом могу сказать, что опыт изучения языка в рамках программы АЕНЕ для меня однозначно получился со знаком «+». Занятия увлекательные, преподаватели — профессионалы своего дела. И пусть были некоторые проблемы с расписанием, это не испортило впечатления от программы в целом.

Academic Excellent and Honors Education — это программа, дающая студентам нашего университета уникальную возможность повышать свои навыки, развиваться и «подготовиться» к послеуниверситетской жизни. Если вы ещё не называетесь «онором», но вас заинтересовало всё то, о чём мы рассказали — не сомневайтесь, вступайте в программу.

Автор: Эльмира Багнюк, Татьяна Аверьянова
Редактор: Екатерина Аверьянова
Иллюстрация: Ксения Гладкова
Фото: Личные архивы участников программы

theshuttle.ru logo https://theshuttle.ru/otlichajsya-vo-vsem/ 2020-05-08

Читайте также:

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: