Преподаватель – это кто? - The Шаттл

Преподаватель – это кто?


Люди
Преподаватель – это кто?

В голову приходит образ седого старичка, читающего лекцию за кафедрой. Конечно, такие преподаватели есть, и их большинство. А что насчет молодых? Или это только в кино студенты увлеченно обсуждают семинарские вопросы практически с ровесниками? Нет. В нашем университете тоже есть молодые профессионалы своего дела. Мы с ними поговорили, так что делимся этими разговорами с вами.

Преподаватель – это кто?

«Банально нужно любить рассказывать истории» 

The Шаттл / 30 марта 2021

Преподаватель — это кто? В голову приходит образ седого старичка, читающего лекцию за кафедрой. Конечно, такие преподаватели есть, и их большинство. А что насчет молодых? Или это только в кино студенты увлеченно обсуждают семинарские вопросы практически с ровесниками? Нет. В нашем университете тоже есть молодые профессионалы своего дела. Мы с ними поговорили, так что делимся этими разговорами с вами.

Внимание, во время чтения может появиться желание заниматься научной деятельностью. 

Козинец Андрей Игоревич 

Доцент кафедры международных отношений ВИ-ШРМИ, кандидат политических наук. Дисциплины: «Теория международных отношений» (на русс. и англ. языках), «Конфликты в Азиатско-Тихоокеанском регионе», «Мировая политика». 

О детстве 

«В совсем раннем детстве хотел стать астрономом»

Почему преподавание? 

«Изначально я решил поступать в аспирантуру в первую очередь из-за желания «докопаться» до более глубоких первопричин развития международных отношений в принципе, было стремление продолжать погружение в международно-политическую науку. Вместе с этим параллельно с обучением в аспирантуре пришло и преподавательство. Преподавание мне также понравилось, возможно, потому что в свое время нравилось быть наставником в рамках активной общественной деятельности еще в бытность студентом. И здесь позиция «преподавателя-наставника», который не просто с высоких трибун читает лекцию, а пытается максимально доходчиво объяснить что-то студентам, распалить их мотивацию к учебе, расправить крылья, поверить в себя и с удвоенной энергией реализоваться в учебном процессе (и не только) – все это показалось мне очень интересным — это то, что меня эмоционально привязало к преподаванию». 

Об общении со студентами 

«Со студентами общение вежливое, но не рафинированное, «километровую» дистанцию не выстраиваю. Не хочу, чтобы студенты стеснялись или боялись преподавателя, не задавали вопросов по теме занятий. В принципе, я даже приветствую, когда студенты высказывают точку зрения противоположную позиции преподавателя. Так что каких-то сложных или неприятных ситуаций я выделить не могу. Может быть, бывало, что кто-то из подопечных нарушал правила проживания в общежитиях, но в таких случаях ты как куратор просто присутствуешь на конфликтной комиссии и в дальнейшем проговариваешь, как правильно себя вести. Однако, опять же, на прямую к учебному процессу это не относится». 

Об интересной истории из практики  

«Из интересного был случай, когда на семинаре с первым курсом студенты приходили к мыслям и выводам, до которых я сам дошел уже ближе к выпуску. Был очень поражен в приятном смысле, что у нас учатся такие интеллектуально развитые ребята, обладающие пытливым умом. И, в принципе, очень рад, когда наши студенты добиваются высоких результатов, у них складывается хорошо профессиональная карьера сразу после выпуска из университета – это действительно здорово». 

О планах 

«По планам: хочу выпустить монографию и учебное пособие по теории международных отношений». 

Совет студенту, который мечтает преподавать 

«Тут нужно думать так или иначе о поступлении в аспирантуру. Для этого неплохо бы в студенческие годы «набивать руку»: активно участвовать в конференциях, писать статьи. Также банально нужно любить рассказывать истории, ведь это то, чем преподаватель будет заниматься. Если есть возможность попрактиковать ораторские навыки – эти возможности нужно использовать. В университете такие возможности есть – Клуб парламентских дебатов, Модель ООН и так далее. Это очень полезное подспорье, так как без такого опыта можно банально переволноваться, когда первые разы будешь выходить «на сцену» в поточной аудитории, где на тебя смотрит сотня пар глаз, а тебе нужно полтора часа держать их внимание». 

Волощак Валентин Игоревич 

Ассистент на кафедре международных отношений ВИ-ШРМИ ДВФУ. Дисциплины: «Основы международной безопасности», «Мировая политика», «История международных отношений», «Проблемы безопасности на Корейском полуострове» и другие на программах бакалавриата и магистратуры по направлению «Международные отношения». 

О детстве 

«В детстве я хотел стать археологом. Сегодня одной из сфер моих научных интересов является новейшая история Кореи, я готовлю кандидатскую диссертацию по историческим наукам и поэтому в каком-то смысле можно говорить, что мои детские стремления отчасти нашли свое воплощение в моих исторических исследованиях». 

Почему преподавание? 

«В студенческие годы я активно занимался научной деятельностью и понимал, что мое будущее так или иначе будет связано с преподаванием. Однако я не вполне представлял, что мне придется значительно расширить сферу своих интересов и компетенций, сместив внимание с исследований Кореи (по образованию я востоковед) на более абстрактные темы, например, проблемы международной безопасности». 

Об общении со студентами 

«Мое главное правило – относиться к студентам как к равным. Студенты — это сформировавшиеся взрослые люди, которых не нужно воспитывать, ругать за опоздания или плохое посещение и так далее. В моем понимании максимальная отдача преподавателя возможна тогда, когда студенты добровольно стремятся приходить на занятия, узнавать что-то новое и обмениваться опытом, и не в последнюю очередь это зависит от равного уважения к разным студентам со стороны». 

Об интересной истории из практики  

«Наиболее яркие впечатления остались от периода самоизоляции и дистанционного обучения. Особенные сложности вызывали процессы защиты дипломов и сдачи государственных экзаменов онлайн. Мне приходилось улаживать организационные и технические трудности как у комиссии, так и у студентов (находящихся на разных этажах). Специальное программное обеспечение не позволяло студентам открывать лишние вкладки в браузере или выходить из кадра во время подготовки к экзамену, что в сочетании с нестабильной связью принесло массу сложностей и неудобств студентам. Однако, все экзаменующиеся успешно прошли свои испытания». 

О планах 

«Планы на профессиональную деятельность — продолжать заниматься научными исследованиями и защитить кандидатскую диссертацию. И, конечно же, постоянно повышать качество преподавания, разрабатывать новые курсы». 

О смене работы 

«Одно из достоинств преподавательской работы – это гибкий график, который делает возможной работу по совместительству. Не исключаю, что жизненные обстоятельства могут привести к смене основного места работы, но при этом я бы хотел сохранить и преподавательскую должность, как это удается многим моим коллегам». 

Совет студенту, который мечтает преподавать 

«Расхожая цитата писателя Айзека Азимова гласит: «Образование – это не то, что можно завершить». Я думаю, в первую очередь следует быть готовым к тому, что самые глубокие и прочные знания приобретаются не во время учебы, когда ты отчитываешься перед теми, кто тебя учит, а тогда, когда сам готовишься доступным образом преподнести материал и обучить других людей». 

Игнатьев Николай Игоревич  

Старший преподаватель Департамента энергетических систем. Дисциплины: «Электромагнитные переходные процессы в электроэнергетических системах», «Техника высоких напряжений».

О детстве 

«По рекомендациям взрослых я хотел стать инженером-конструктором. Очень уж я любил детские конструкторы. Со временем, правда, планы стали меняться. Ближе к средним классам у меня начали появляться мысли стать учёным. Затем моё мнение изменилось и на этот счёт. Но в итоге университет направил мои мысли обратно в это русло. Я же научно-педагогический работник». 

О преподавании 

«Преподавать не планировал, но получить такое предложение для меня было очень лестно. Стать в таком юном возрасте преподавателем вуза, а я тогда был на втором курсе магистратуры, было весьма почётно». 

Об общении со студентами 

«С самого начала преподавания я стараюсь выстраивать отношения со студентами на взаимопонимании. Поскольку начал я преподавать ещё будучи студентом, я примерно представлял, каким типом преподавателя мне хотелось бы стать. Конечно, не сразу всё было гладко. Нужно было набрать опыт.

Таких, чтобы сложных ситуаций, вроде бы и не было. Иногда приходится напоминать студентам о культуре поведения: о том, какой культурный отпечаток накладывает на человека высшее образование. В случаях недопустимого поведения накладывал на студентов «санкции». Но такие случаи в действительности были редки. Ребята у нас учатся хорошие». 

Об интересной истории из практики  

«Прямо чтобы впечатляющей истории как-то упомнить не могу. Почему-то на ум приходит ситуация на одном из первых занятий у новой для меня группы. Я рассказывал о четырёх методах решения, которые должны были использоваться при выполнении курсовой работы, и сопровождал это разгибанием соответствующих пальцев на руках: указательных и средних. Вначале я показал пальцы одной руки и рассказал, что общего у соответствующих методов. Затем я перешёл к пальцам другой руки. Далее объяснил, что общего между методами, закреплёнными за указательными пальцами. И, уже переходя к общему между оставшимися двумя методами, разгибая на сжатых кулаках средние пальцы, я вдруг понял, что что-то идёт не так. Показывание неприличного жеста сразу с двух рук ни в чём не повинной группе я вроде бы своевременно остановил, но заминка вышла забавная. Те, кто внимательно за моими движениями рук в это время наблюдал, хорошенько посмеялись». 

О развитии 

«Вообще здесь хочется уделить внимание обратной связи от студентов. Под конец второго года своего преподавательского стажа я стал после выставления оценок отправлять группам формы для прохождения анонимного опроса о том, как прошла изученная дисциплина, насколько хороши были различные её элементы и что студенты хотели бы порекомендовать, посоветовать или пожелать мне, как преподавателю. И именно последний пункт, как правило, теплее всего у меня отдаётся. Приятно видеть, когда твои старания ценят. Ответы же на остальные пункты помогают мне совершенствоваться в своей работе». 

О планах 

«В плане преподавания я планирую и дальше совершенствовать программу обучения по своим дисциплинам, писать учебные пособия, продумывать более глубокое погружение студентов в специальность. Также я планирую продолжать заниматься научными исследованиями, расти, как учёный, и помогать другим студентам, аспирантам своей специальности входить в научную жизнь. Предстоит немало работы в этом направлении». 

О кандидатской диссертации 

«Моя диссертация посвящена исследованию и совершенствованию способа контроля технического состояния высоковольтного электроэнергетического оборудования, основанного на анализе его (оборудования) собственного электромагнитного излучения. Применение этого способа контроля позволяет обнаружить развивающийся дефект в высоковольтном оборудовании на раннем стадии его развития. Это очень важное направление в области диагностики силового оборудования. 

По итогу проверки документов, связанных с защитой диссертации, мне должны будут присвоить степень кандидата технических наук. За рубежом она будет расцениваться, как PhD. Наличие учёной степени даёт больше возможностей как в научной карьере, так и в педагогической: за степень доплачивают, ряд трудовых обязанностей могут выполнять только «остепенённые»». 

О смене профессии 

«Иногда бывали мысли. Как правило, когда узнавал о какой-нибудь «вкусной» с финансовой точки зрения вакансии. И тогда приходилось взвешивать «за» и «против». Но на данный момент я очень чётко для себя представляю, что с преподаванием, как с деятельностью, мне не хочется расставаться». 

Совет студенту, который мечтает преподавать 

«Заранее продумать экономическую сторону своей жизни при такой работе. С чем можно совмещать эту деятельность, чтобы не было соблазнов уйти на более высокооплачиваемую работу». 

Ну как, интересно? И ведь это лишь малая часть молодых преподавателей в ДВФУ! Если ты загорелся идеей, хочешь делиться знаниями с другими, то скорее стоит задуматься о научной деятельности в рамках основной учебы. Это поможет понять, какие область и дисциплина тебе на самом деле нравится. Более того, часто к преподавательской деятельности привлекают и студентов-магистрантов. 

Автор: Эльмира Багнюк
Редактор: Виктория Ефимова
Иллюстрация: Дмитрий Ключников, Ксения Гладкова
Фото: Эмилия Геллерт, Евгений Козило
Верстка: Эвелина Пилякова

theshuttle.ru logo https://theshuttle.ru/prepodavatel-eto-kto/ 2021-03-30

Читайте также:

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: