Кто же они, студенты нашего университета?
The Шаттл / 23 марта 2023
В ДВФУ учатся тысячи студентов. И все они, без сомнения, разные. Кто-то поет, кто-то исследует океаны, кто-то пишет код для игр, а кто-то занимается общественной деятельностью. Чтобы лучше узнать, кто же они, студенты университета, расположенного у самого океана, команда Let`s Science из ШЭМ организовала свое исследование.
Прежде, чем окунуться подробнее в это исследование, познакомимся с теми, кто им занимался. Группу инициативных студентов собрали преподаватели ШЭМ, кандидаты наук Татьяна Журавская и Екатерина Колбина. Им стало интересно, что мотивирует студентов заниматься научной работой, почему так сложно бывает собрать ребят на мероприятия или «заманить» в исследовательские проекты.
Работа над проектом длилась больше года. Команда опросила 255 студентов всех направлений и курсов. Каждый из них рассказал про свое отношение к внеучебной деятельности, учебе, университету, идеям, знаниям, выбранной профессии и другим извечным студенческим темам.
По результатам опроса, каждый был определен в определенный кластер. Их описание вы можете прочитать в таблице, приложенной ниже.
Название кластера | Доля в выборке, в % | Описание кластера |
«Академики» | 22,7 | В данные кластеры попали студенты, которые показывают явную предрасположенность к определённой (чистой) группе, т.е. согласились на уровне «скорее согласен» почти со всеми вопросами, кодирующими эту субкультуру. Одновременно с этим высказывания, характерные для других субкультур, оказалась для них менее близкими. (a) Академическая субкультура: «Хотя в конечном итоге меня может волновать карьера, в настоящее время я заинтересован в обогащении себя через образование, сосредоточенное на мире знаний и идей». (b) Профессиональная субкультура: «Наибольшее значение для меня имеет получение диплома (степени) в выбранной мною области. Следовательно, другие интеллектуальные и социальные мероприятия имеют для меня второстепенное значение»; (c) Субкультура нонконформистов: «Хотя я нахожу университетскую среду стимулирующей, я чувствую себя отчужденным от учебного заведения и его официальных программ и мероприятий. В настоящее время я заинтересован в поиске смысла и цели жизни через участие и самопознание за пределами университета». (d) Коллегиальная субкультура: «Хотя моя учебная работа и успеваемость важны, я считаю, что не менее важная часть опыта обучения в университете существует за пределами класса. Для меня важно участие в жизни и мероприятиях кампуса». |
«Профессионалы» | 16,5 | |
«Нонконформисты» | 7,1 | |
«Коллегиалы» | 22,7 | |
«Смешанный тип» | 11,0 | В кластер «смешанный тип» попали студенты, ответы которых не позволяют определить их предрасположенность к конкретной субкультуре, им одинаково близки на уровне «совершенно согласен» или «скорее согласен» высказывания разных типов. Самый заметный тип «смеси» в этом кластере – одновременное проявление признаков «академиков» и «коллегиалов» (почти 50 %). |
«Нигилисты» или «Отрицатели» | 20,0 | В этот кластер входят ребята, которые не ассоциируют себя с теми высказываниями, которые им были предложены, и, соответственно, не могут быть отнесены ни к одной из субкультур. |
Как известно, пора студенчества – это пора веселья, шумных вечеринок и необдуманных поступков. Именно поэтому «коллегиалы» оказались самыми крупными кластерами. Люди пошли по тропе получения высшего образования, но при этом решили запомнить эти годы на всю жизнь с помощью самых разных активностей.
Наравне с ними в ДВФУ учатся и те, кто очень вовлечен в учебу. «Академики» – такая же крупная категория. Они хотят взять максимум от преподавателей.
Немного меньше оказалось карьеристов. И все же, их больше, чем тех, кто еще совсем не определился со своей целью и мечтой.
Самая интересная часть, по мнению исследователей, оказалась в сопоставлении кластеров с возрастом опрошенных, их направлении и курсе. Итак, была гипотеза: доля «профессионалов» должна расти с курсом. Чем больше мы учимся, тем больше вовлекаемся в специальность. Но результаты гипотезу не подтвердили. Смотрите сами!
Название кластера | Баки/спец «перваши» | Баки/спец средние курсы | Баки/спец выпускники | Маги 1 курс | Маги 2 курс |
«Академики» | 29 | 23 | 19 | 18 | 9 |
«Профессионалы» | 7 | 22 | 19 | 20 | 9 |
«Нонконформисты» | 3 | 8 | 14 | 7 | 9 |
«Коллегиалы» | 26 | 20 | 22 | 20 | 45 |
«Смешанный тип» | 12 | 8 | 8 | 18 | 9 |
«Нигилисты» | 23 | 20 | 14 | 18 | 18 |
Удивительно, но после 2-го курса бакалавриата ориентация на профессиональное развитие снижается. А к выпуску из магистратуры так и вовсе становится такой же, как и на 1 курсе бакалавра. Почему так? Возможно, из-за того, что наше образование далеко от потребностей современного рынка труда. Именно так студенты приходят к выводу, что «вышка» – это не про профессию.
А вот другая теория подтвердилась. Вовлеченность во внеучебную деятельность снижается с каждым годом, проведенным в университете. Но это только на бакалавриате. А вот в магистратуре «коллегиалов» среди выпускников примерно в два раза больше, чем на любом курсе бакалавриата или при поступлении в магистратуру!
Почему же так получилось? Обучение в магистратуре для студентов – это больше про «связи» и «сети», которые формируется не за партой, а в совместных делах и проектах. Но пока это только теория. Исследователям только предстоит узнать настоящую причину такого явления.
Самым неожиданным оказалось то, что треть первокурсников готовы к научному поиску и исследованиям.
– Они как горячие пирожки, которые мы можем и должны сложить в свои корзиночки – научные кружки, лаборатории и центры. Но этот потенциал остается незадействованным и постепенно встраивается в другие активности, показывая к концу образовательного цикла значение на уровне статистической погрешности, – рассказали исследователи из команды «Let`s Science».
После этого опроса перед ними встало еще несколько важных вопросов: что в ДВФУ разворачивает академический вектор вспять? «Мигрируют» ли студенту в другую внеучебную деятельность из-за того, что она более интересная, понятная или полезная?
Возможно, при прочтении этих вопросов у вас появились свои гипотезы, идеи или методы, как найти ответы. А может, у вас есть комментарии по уже выложенному исследованию. В любом случае, вы можете написать исследователям из Let`s Science! Ведь только в споре рождается истина.
Работа клуба реализовывалась при поддержке проекта «Центр исследований постинститутов (ЦИПИ)» в рамках реализации договора пожертвования денежных средств от 19.05.2022 №Д-156-22 Фонда целевого капитала ДВФУ на финансирование проектов-победителей открытого конкурса поддержки исследовательских и прикладных проектов на период с 07.02.2022 по 31.12.2024 Школы экономики и менеджмента ДВФУ из дохода от доверительного управления целевым капиталом «Стратегические проекты ДВФУ» (Целевое назначение пожертвование СБЕР (ПАО).
Автор: Дарья Ищук
Редактор: Михаил Литвин
Иллюстрация: Софья Виноградова