Let's science - The Шаттл

Let’s science


Сообщества
Let’s science

В ДВФУ учатся тысячи студентов. И все они, без сомнения, разные. Кто-то поет, кто-то исследует океаны, кто-то пишет код для игр, а кто-то занимается общественной деятельностью. Чтобы получше узнать, кто же они – студенты университета, расположенного у самого океана, команда «Let`s Science» из ШЭМ и организовала свое исследование.

Let’s science

Кто же они, студенты нашего университета?

The Шаттл / 23 марта 2023

В ДВФУ учатся тысячи студентов. И все они, без сомнения, разные. Кто-то поет, кто-то исследует океаны, кто-то пишет код для игр, а кто-то занимается общественной деятельностью. Чтобы лучше узнать, кто же они, студенты университета, расположенного у самого океана, команда Let`s Science из ШЭМ организовала свое исследование.

Прежде, чем окунуться подробнее в это исследование, познакомимся с теми, кто им занимался. Группу инициативных студентов собрали преподаватели ШЭМ, кандидаты наук Татьяна Журавская и Екатерина Колбина. Им стало интересно, что мотивирует студентов заниматься научной работой, почему так сложно бывает собрать ребят на мероприятия или «заманить» в исследовательские проекты.

Работа над проектом длилась больше года. Команда опросила 255 студентов всех направлений и курсов. Каждый из них рассказал про свое отношение к внеучебной деятельности, учебе, университету, идеям, знаниям, выбранной профессии и другим извечным студенческим темам.

По результатам опроса, каждый был определен в определенный кластер. Их описание вы можете прочитать в таблице, приложенной ниже.

Название

кластера

Доля

в выборке, в %

Описание кластера

«Академики»

22,7

В данные кластеры попали студенты, которые показывают явную предрасположенность к определённой (чистой) группе, т.е. согласились на уровне «скорее согласен» почти со всеми вопросами, кодирующими эту субкультуру. Одновременно с этим высказывания, характерные для других субкультур, оказалась для них менее близкими.

(a) Академическая субкультура: «Хотя в конечном итоге меня может волновать карьера, в настоящее время я заинтересован в обогащении себя через образование, сосредоточенное на мире знаний и идей».

(b) Профессиональная субкультура: «Наибольшее значение для меня имеет получение диплома (степени) в выбранной мною области. Следовательно, другие интеллектуальные и социальные мероприятия имеют для меня второстепенное значение»;

(c) Субкультура нонконформистов: «Хотя я нахожу университетскую среду стимулирующей, я чувствую  себя отчужденным от учебного заведения и его официальных программ и мероприятий. В настоящее время я заинтересован в поиске смысла и цели жизни через участие и самопознание за пределами университета».

(d) Коллегиальная субкультура: «Хотя моя учебная работа и успеваемость важны, я считаю, что не менее важная часть опыта обучения в университете существует за пределами класса. Для меня важно участие в жизни и мероприятиях кампуса».

«Профессионалы»

16,5

«Нонконформисты»

7,1

«Коллегиалы»

22,7

«Смешанный тип»

11,0

В кластер «смешанный тип» попали студенты, ответы которых не позволяют определить их предрасположенность к конкретной субкультуре, им одинаково близки на уровне «совершенно согласен» или «скорее согласен» высказывания разных типов. Самый заметный тип «смеси» в этом кластере – одновременное проявление признаков «академиков» и «коллегиалов» (почти 50 %).

«Нигилисты»

или

«Отрицатели»

20,0

В этот кластер входят ребята, которые не ассоциируют себя с теми высказываниями, которые им были предложены, и, соответственно, не могут быть отнесены ни к одной из субкультур.

Как известно, пора студенчества – это пора веселья, шумных вечеринок и необдуманных поступков. Именно поэтому «коллегиалы» оказались самыми крупными кластерами. Люди пошли по тропе получения высшего образования, но при этом решили запомнить эти годы на всю жизнь с помощью самых разных активностей.

Наравне с ними в ДВФУ учатся и те, кто очень вовлечен в учебу. «Академики» – такая же крупная категория. Они хотят взять максимум от преподавателей.

Немного меньше оказалось карьеристов. И все же, их больше, чем тех, кто еще совсем не определился со своей целью и мечтой.

Самая интересная часть, по мнению исследователей, оказалась в сопоставлении кластеров с возрастом опрошенных, их направлении и курсе. Итак, была гипотеза: доля «профессионалов» должна расти с курсом. Чем больше мы учимся, тем больше вовлекаемся в специальность. Но результаты гипотезу не подтвердили. Смотрите сами!

Название

кластера

Баки/спец «перваши»

Баки/спец средние курсы

Баки/спец выпускники

Маги

1 курс

Маги

2 курс

«Академики»

29

23

19

18

9

«Профессионалы»

7

22

19

20

9

«Нонконформисты»

3

8

14

7

9

«Коллегиалы»

26

20

22

20

45

«Смешанный тип»

12

8

8

18

9

«Нигилисты»

23

20

14

18

18

Удивительно, но после 2-го курса бакалавриата ориентация на профессиональное развитие снижается. А к выпуску из магистратуры так и вовсе становится такой же, как и на 1 курсе бакалавра. Почему так? Возможно, из-за того, что наше образование далеко от потребностей современного рынка труда. Именно так студенты приходят к выводу, что «вышка» – это не про профессию.

А вот другая теория подтвердилась. Вовлеченность во внеучебную деятельность снижается с каждым годом, проведенным в университете. Но это только на бакалавриате. А вот в магистратуре «коллегиалов» среди выпускников примерно в два раза больше, чем на любом курсе бакалавриата или при поступлении в магистратуру!

Почему же так получилось? Обучение в магистратуре для студентов – это больше про «связи» и «сети», которые формируется не за партой, а в совместных делах и проектах. Но пока это только теория. Исследователям только предстоит узнать настоящую причину такого явления.

Самым неожиданным оказалось то, что треть первокурсников готовы к научному поиску и исследованиям.

Они как горячие пирожки, которые мы можем и должны сложить в свои корзиночки – научные кружки, лаборатории и центры.  Но этот потенциал остается незадействованным и постепенно встраивается в другие активности, показывая к концу образовательного цикла значение на уровне статистической погрешности, – рассказали исследователи из команды «Let`s Science».

После этого опроса перед ними встало еще несколько важных вопросов: что в ДВФУ разворачивает академический вектор вспять? «Мигрируют» ли студенту в другую внеучебную деятельность из-за того, что она более интересная, понятная или полезная?

Возможно, при прочтении этих вопросов у вас появились свои гипотезы, идеи или методы, как найти ответы. А может, у вас есть комментарии по уже выложенному исследованию. В любом случае, вы можете написать исследователям из Let`s Science! Ведь только в споре рождается истина.

Работа клуба реализовывалась при поддержке проекта «Центр исследований постинститутов (ЦИПИ)» в рамках реализации договора пожертвования денежных средств от 19.05.2022 №Д-156-22 Фонда целевого капитала ДВФУ на финансирование проектов-победителей открытого конкурса поддержки исследовательских и прикладных проектов на период с 07.02.2022 по 31.12.2024 Школы экономики и менеджмента ДВФУ из дохода от доверительного управления целевым капиталом «Стратегические проекты ДВФУ» (Целевое назначение пожертвование СБЕР (ПАО).

Автор: Дарья Ищук
Редактор: Михаил Литвин
Иллюстрация: Софья Виноградова

theshuttle.ru logo https://theshuttle.ru/let-s-science/ 2023-03-24

Читайте также:

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: