Экспедиция «АРХВАГОН» - The Шаттл

Экспедиция «АРХВАГОН»


Люди
Экспедиция «АРХВАГОН»

Тебе нравится путешествовать и придумывать авантюры? Думаю, все в детстве зачитывались историями о бесстрашных искателях сокровищ, любили фантазировать, как вот-вот – и они тоже бросят всё и отправятся исследовать мир. Будем честны, сейчас такое желание возникает тоже довольно часто: отказаться от рутины и пуститься в дальний путь…

Экспедиция «АРХВАГОН»

Архитектурная экспедиция Москва – Владивосток: как это было

The Шаттл / 5 ноября 2020

Тебе нравится путешествовать и придумывать авантюры? Думаю, все в детстве зачитывались историями о бесстрашных искателях сокровищ, любили фантазировать, как вот-вот – и они тоже бросят всё и отправятся исследовать мир. Будем честны, сейчас такое желание возникает тоже довольно часто: отказаться от рутины и пуститься в дальний путь… 

Что останавливает вас от того, чтобы в один прекрасный день подумать: «Хватит. Разве это предел моего потенциала? Разве я не могу сделать больше, что-то по-настоящему крутое?».

Я хочу рассказать историю одного большого, масштабного, архитектурного приключения. Нет, даже не просто приключения – экспедиции «АРХВАГОН». О том, как группа инициативных студентов на целых две недели изолировалась от окружающего мира и занималась тем, что у них получается лучше всего – создание архитектурных проектов. На колесах.

Москва – Екатеринбург, Екатеринбург – Новосибирск, Новосибирск – Иркутск, Иркутск – Владивосток 

Прежде чем перейти к деталям: что первое приходит на ум при слове «АРХВАГОН»? Во-первых, собственно, вагон. Во-вторых, архитектурный. Как это связано, пока не очень понятно. При чем тут транспорт, архитектура и студенты?

«Цель экспедиции – привлечь внимание архитектурного сообщества к проблеме неравномерного развития страны и остановки в развитии малых городов России. А для этого нам понадобится помощь молодых архитекторов со всей страны, которых мы соберем в нашу передвижную архитектурную мастерскую, чтобы ответить на вопрос: как мы можем решить эту глобальную проблему с помощью небольших архитектурных проектов», – объясняет команда на своём сайте. 

Идея есть, а дальше…? 

Добровольцы есть, мотивации – хоть отбавляй, теперь нужно найти финансы. Получим грант от «Росмолодёжи» на создание своего архитектурного проекта, начнем долгую и кропотливую работа: план поездки, привлечение внимания спонсоров, формирование команды путем набора участников из городов на пути экспедиции.

Тщательно изучив источники, Саша пришла к выводу, что подобного проекта ещё не было. Никто не создавал переносную «мастерскую» в поезде. «АРХВАГОН» – по-настоящему уникальное явление, объединяющее в себе романтику поездов и небольших населённых пунктов, рабочие будни, мозговой штурм и очень быстрый и содержательный результат проделанной работы. 

«На протяжении всего пути мы создали 12 архитектурных проектов, которые нацелены на выявление уникальности конкретного городка и формирование его образа, тем самым мы хотим оказать ему поддержку, дать шанс на развитие и не допустить его окончательного исчезновения. Одна из проблем таких малых городов в их изолированности – молодежи там просто нечем заниматься. Мы смотрим со своей точки зрения и хотим предложить им больше возможностей расширить кругозор, создавая яркие проекты, которые привлекут внимание спонсоров и туристов, что напрямую связано с улучшением логистики». 

Их было… сколько? 

С самого начала у проекта было 4 организатора – однокурсники из Москвы.

Потом набрали 3 кураторов – студентов из разных городов, лучшим образом показавшие себя в подготовительной части. Также с ребятами ехала съёмочная группа с целью запечатлеть процесс работы и сделать полноценный фильм о проекте.

Команды на отрезках пути набирались из студентов архитектурных вузов города, через который проезжал «АРХВАГОН», или близлежащих. Они сменяли друг друга, кураторы также каждый раз прикреплялись к разным командам. В числе кураторов был студент ДВФУ – Руслан Полынский.

«Передвижная мастерская» 

Работа велась в поезде, на компьютерах: ночь ребята ехали, делали эскизы, готовились к прибытию в «точку». Останавливаясь в городе, начиналась активная работа по сбору материала: фотографии, общение с местными жителями, изучение исторических мест, анализ общей картины. Следующая ночь – на доработку. В конце пути – презентация готовых проектов (3 октября она проводилась в кампусе ДВФУ). 

«Весь проект – единая цепь, и каждый город рассматривается не как отдельный проект, а в связке с другими. Они выстраивают линию не только между большими и малыми городами, но ещё и между студентами в этих городах. Таким образом, получается единая цепочка из архитекторов со всех уголков страны, которые на связи с администрацией и в любой момент могут помочь с реализацией какого-либо проекта». 

Конечно, были трудности. В основном они были связаны с бытовыми вопросами, ребята заранее позаботились об удлинителях, портативных зарядках, а также выкупили почти все места в вагоне для комфортной работы. Несмотря на довольно плотный график, особых проблем не возникало: все были увлечены идеей, старались успеть как можно больше за небольшой промежуток времени, прежде чем переключиться на следующий проект. 

Какой итог? 

Очень много материала, впечатлений, мыслей по поводу того, как можно улучшить проект и реализовать его в следующем году. Это был очень продуктивный и полезный опыт, который можно использовать практически: в конце экспедиции команда структурирует, проанализирует весь собранный материал и представит в виде финальных проектов, призванных вдохнуть новую жизнь в небольшие города. Над фильмом, который снимался во время поездки, планируется не менее глубокая работа: оценить саму идею архитектурной экспедиции, формат работы «на рельсах», сборную солянку мнений (помните, что кураторы и участники приехали из разных городов – со своим видением того, как должен выглядеть город?). 

Была проделана огромная работа, но команда «АРХВАГОНа» не планирует останавливаться: осталось много неструктурированного материала, который нужно использовать на максимум. Сам проект будет жить, пока где-то остаются почти забытые места, которые ждут, когда их заметят – и тогда из небольшой искры разгорится костёр. И пока есть люди, которые готовы объединиться и отдавать всего себя общему делу, пробовать новое, воплощать самые сложные и безумные идеи в реальность – нам не о чем волноваться. 

Автор: Эвелина Пилякова
Редактор: Татьяна Аверьянова
Фото: Руслан Полынский
Иллюстрация: Дарый Тимирязева

theshuttle.ru logo https://theshuttle.ru/ekspeditsiya-arhvagon/ 2020-11-05

Читайте также:

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: