Хорошо, но мало - The Шаттл

Хорошо, но мало


Люди
Хорошо, но мало

В 2018 году Владивосток стал столицей Дальнего Востока, так что теперь на жителях лежит ответственность за культурное просвещение региона. В городе планируется создать крупный музейный центр, партнером которого выступит Третьяковская галерея. По этой причине в начале 2020 года ДВФУ и Третьяковская галерея запустили совместную образовательную программу «Арт-менеджмент и музейное кураторство».

Хорошо, но мало

Арт-менеджмент и музейное кураторство

The Шаттл / 17 декабря 2020

В 2018 году Владивосток стал столицей Дальнего Востока, так что теперь на жителях лежит ответственность за культурное просвещение региона. В городе планируется создать крупный музейный центр, партнером которого выступит Третьяковская галерея. По этой причине в начале 2020 года ДВФУ и Третьяковская галерея запустили совместную образовательную программу «Арт-менеджмент и музейное кураторство».

На старте программы своими ожиданиями от нее с нами делились студенты, которые только-только приступили к обучению. Но вот, они уже дошли до финала. Рассказываем, чем закончился путь «Арт-менеджмента и музейного кураторства».

Екатерина Погумирская, 3 курс, Социология

Что изучали в рамках программы?

«Весь курс был поделён на 2 блока. Первый посвящался теории и искусству, мы изучали искусство Средних веков, искусство Европы и Азии, русское искусство, изучали стили, течения и направления в искусстве. Второй блок был в большей степени про менеджмент и кураторство. Там мы изучали устройство арт-ранка, экономику музея, фандрайзинг, общие юридические вопросы, основы региональной и культурной политики, маркетинг в музее, продюсирование образовательных программ и не только. Насчёт самого образовательного процесса: у нас были пары, обычно вечерние с 16:50 до 20:00, обучение модульное, то есть мы за неделю или две проходим интенсивно курс по дисциплине. После этого готовились к экзамену по курсу или выполняли какую-то финальную работу. Летом была практика, для ее прохождения мы могли выбрать практически любую музейную или культурную институцию, я не смогла поехать в Москву, и моя практика была в Музее истории Дальнего Востока им. В. К. Арсеньева. Во втором семестре мы уже начали писать наши дипломные работы. Чему нас научили? Наверно, смотреть на музей системно, ведь в первую очередь это институция со своими задачами и функциями, и музей совсем не заканчивается на выставках».

Что делали во время практики? 

«Мы могли выбрать любую музейную или культурную институцию России, была возможность пройти практику в Третьяковской галерее и в музеях Санкт-Петербурга. Конечно, были те, кто проходили практику там, но кто-то проходили её и во Владивостоке. Я, например, выбрала музей Арсеньева. На практике я занималась составлением задач для фестиваля на фортах. В ходе практики мы посмотрели, как работает музей, побывали в реальных отделах, узнали, что там и как происходит. Кто-то работал в выставочных отделах и занимался каталогами, кто-то проходил архивную практику. Были ребята, которые работали непосредственно на культурных мероприятиях, например, на кинофестивале «Меридианы Тихого». Мы могли самостоятельно выбрать отдел и погрузиться в музейную кухню».

Было ли обучение творческим?  

«В первой части курса мы писали много эссе, делали глоссарии и таблицы по истории искусств, но на самом деле задания были разноплановыми. Во втором семестре мы создавали проекты выставок или же разрабатывали маркетинговый и коммуникационный план к открытию определенной музейной институции. Было много классных заданий, из последнего, наверное, могу выделить задание по фандрайзингу, когда нужно было придумать, как и к каким компаниям обратиться за спонсорской помощью для реставрации полотна Репина из коллекции Приморской государственной картинной галереи, надо было прописать спонсорский пакет и другие возможные предложения. Интересным было задание – эссе про любимый музей, как в первом классе, только здесь мы описывали, почему он любимый, что отличает его от других. В общем, рассматривали культурную институцию с позиции менеджера».

А как проходила защита дипломов?  

«Все началось с того, что мы выбрали темы для своих дипломных работ, которые выбирались по интересам. Главной составляющей нашего диплома был проект. Нам предложили некоторые варианты: первый – образовательный проект для ресурса «Лаврус», второй – выставочный проект с образовательной программой и публичными мероприятиями от филиала Третьяковской галереи во Владивостоке, третий – проект по анализу Орлиной сопки, как места будущего музейно-выставочного комплекса. Конечно, были требования к работе, то есть критерии отбора и оценок, например: комплексность решения и методов по разработке проекта, реалистичность бюджета, масштабы задач и ресурсов, ну и, конечно же, эксперты смотрели на соответствие идеи проекта общей концепции развития Третьяковской галереи. Надо сказать, что некоторые проекты были групповыми, однако я решила работать индивидуально».

Программа закончилась, диплом защищен. Что дальше?  

«Нам изначально никто не обещал рабочего места, но некоторые из наших ребят уже успешно работают в музейных институциях. В общем, могу сказать, что мои ожидания оправдались, и я рада, что попала в программу».

«Хорошо, но мало» — именно так описывает программу «Арт-менеджмент и музейное кураторство» одна из ее выпускниц – Бойко Софья, студентка 3 курса Рекламы и связей с общественностью.

Бойко Софья, 3 курс, Реклама и связи с общественностью

 «Я все время интересовалась искусством, но скорее, как художник, не особо вдаваясь в теорию и просто наслаждаясь процессом. Когда я поступила на рекламу, я поняла, что чисто реклама, освещение событий не так сильно меня привлекает, как если бы я рассказывала про культуру. Ведь большую часть своей жизни я занимаюсь именно им. И мне показалось, что «Арт-менеджмент и музейное кураторство» – это программа, которая чудесным образом объединила не то, что две мои страсти, потому что я не уверена, что реклама – это страсть, но эта программа объединила две эти сферы – искусство и связи с общественностью, искусство и рекламу. Арт–менеджмент показался логичным продолжением участия в культурной жизни и возможностью становления кем-то большим, чем просто волонтером на «Ночи музеев» или днях Эрмитажа. Возможностью не следить, но доносить смыслы, быть медиатором между искусством и людьми.

Искусство пронизывает всю мою жизнь, и благодаря программе произошло более глубокое погружение в него. Одно дело, когда ты смотришь на творческие картины с точки зрения построения композиции, с позиции: нравится, не нравится. И совсем другое, когда ты понимаешь контекст. Когда, будто заново открываешь мир, кажется, бесконечного количества направлений. Когда исчезает предвзятое отношение к современному искусству, погружаешься в смыслы, которые его окружают. Благодарении программе я узнала моменты, связанные с работой в музее, с его управлением, приемы, используемые музеями для работы с аудиторией. У нас даже были пары, связанные с маркетингом и PR-технологиями музея, что очень близко к моему основному направлению обучения. На самом деле, было достаточно много нового, первые полгода мы изучали теорию искусств от палеолита и наскальных рисунков до настоящего момента. Я никогда не изучала искусство от начала и до конца, а ведь это настолько огромный пласт знаний. Очень вдохновляла самоотдача и наслаждение сотрудников Третьяковской галереи, с которыми они вели пары. Невероятная энергетика.

Я думаю, что теперь могу более четко выносить заложенные в произведение смыслы. Например, я могу рассказать о картинах в галерее, потому что в голове сложилась определенная система, причем как в отношении истории искусств, так и в отношении взаимодействия с посетителями. Понятно, что не на таком крутом уровне как у экспертов, но все же. Мне как-то довелось побывать медиатором на музыкальном пикнике, где мы с другими ребятами с программы рассказывали гостям про видео-арт современных российских художников. Оказалось, что работа с людьми не настолько простая, как можно было бы подумать, но со временем вливаешься в процесс. Навыки взаимодействия с аудиторией я получала и во время практики. Там же удалось поработать с архивной информацией».

Дальше работа в сфере музейного кураторства?  

«Надеюсь, что мне удастся поработать в сфере искусства, потому что сейчас я этим горю. У меня даже есть мечта: попасть на стажировку или работу в Третьяковскую галерею. Уверена, что там я получу опыт и знания от практикующих специалистов в этой сфере. Я была бы рада поработать в PR-отделе, но также замечательно было бы разрабатывать концепции выставок, искать лучшие пути взаимодействия с аудиторией.

Ведь как ни крути, искусство – неотъемлемая часть жизни человека. И попытки выстроить диалог между произведением и зрителем – одно из прекраснейших занятий. Особенно, когда это удается сделать. Когда мне самой удается попасть на выставку, которая сделана качественно, которая трогает тебя до глубины души – это дорогого стоит, и, мне кажется, это чувствуется. Кстати, во Владивостоке планируется построить музейно-выставочный комплекс на Орлиной сопке. И однажды было бы замечательно стать частью команды, которая будет находиться там. Ведь Россия не ограничивается Москвой и Санкт-Петербургом. Искусство есть везде. И везде оно по-своему прекрасно и важно. Поэтому есть желание выучиться у лучших, а потом принести это к нам – на Дальний Восток. И принять участие в создании чего-то прекрасного и важного».  

Французский писатель Жозеф Жубер однажды сказал: «Искусство есть способность видеть невидимое, осязать неосязаемое и рисовать то, что не имеет облика», — именно эти качества объединяют выпускников программы «Арт-менеджмент и музейное кураторство». Эти люди любят прекрасное. Они одни из тех, кто точно знает, как нести искусство в массы в как выстроить диалог между людьми и творчеством.

Автор: Анна Гонтарь
Редактор: Виктория Ефимова
Иллюстрация: Ксения Гладкова
Фото: Личные архивы студентов

theshuttle.ru logo https://theshuttle.ru/horosho-no-malo/ 2020-12-17

Читайте также:

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: