«Не нужно учить ребенка культуре — нужно его поместить в пространство, где много носителей высокой культуры, и тогда он это начнет впитывать»
The Шаттл / 24 апреля 2020
Давно ли вас звали на крутой движ в картинную галерею? Когда последний раз вы слышали, чтобы прохожие на улице бурно обсуждали новую выставку в ЦСИ «Заря»? И что такое вообще «ЦСИ»? В эпоху интернета ни к чему спешить в театр или музей: билеты на все великое, которое уже залито на YouTube, съедят приличную часть студенческого бюджета. Осталось только откопать это великое среди роликов с котиками.
Но не все так пессимистично: где, как не в ДВФУ стоит искать людей, обсуждающих последнюю выставку в городской картинной галерее или стили живописи XIX века? Некоторые из них — студенты программы дополнительного профессионального образования «Арт-менеджмент и музейное кураторство», которую университет совместно с Государственной Третьяковской галерей запустил в 2019 году.
С этого семестра будущие сотрудники выставочных залов, музейных комплексов и театров изучают искусство в теории и на практике. Обучают их как приморские, так и приглашенные эксперты в области культуры. Но что послужило началом такому необычному совместному проекту, как можно «обучить искусству» и какое будущее ждет выпускников этой специальности? Это мы постарались выяснить у руководителя программы в ДВФУ, директора Пушкинского театра, Александра Ивановича Вовненко.
Александр Иванович Вовненко
Нет ли у вас ощущения, что люди стали меньше интересоваться искусством?
— Здесь надо разделять людей на две группы: на тех, кто интересуется познанием, ходят на лекции, слушают курсы, и тех, кто ходит на выставки, в театры и так далее. Я думаю, что во Владивостоке людей, которые испытывают потребность в знании, достаточно, а тех, кто ходит на спектакли, не так много. С одной стороны, мы очень мало что смотрим, слушаем, читаем, но, с другой стороны, есть определенный запрос на просвещение. В рамках открытого лектория по искусству, который проводит Государственная Третьяковская галерея, на первую лекцию Куренного в Пушкинский театр пришло более ста человек, и все они просидели 2,5 часа, прослушав лекцию об искусстве.
Перед жителями Владивостока сейчас встает другая большая проблема: мы стали столицей Дальнего Востока и появляется ряд культурных институций, которые призваны изменить качество жизни человека. И жители нашего города должны научиться не только получать от этого удовольствие, но и не утонуть в таком потоке. В 2016 году появилась Приморская сцена Мариинского театра, сейчас де-юре создан филиал Третьяковки, строится Многофункциональный культурный центр – это, в моем понимании, и инвестиция в город.
Если методично и уверенно создавать интересные культурные проекты во Владивостоке — появится публика, которая любит искусство и ходит в эти места культуры. В зрительном зале и на сцене должно быть два одинаково талантливых человека, просто один хорошо играет, а другой хорошо слушает.
Почему нужно ходить в музеи?
Музей – это всегда очень выверенное, взвешенное представление о той территории, в которую ты попадаешь, при этом я лично музейный человек, но не всегда краеведческий музей или любой другой интересен. Например, музей Арсеньева постепенно приходит к тому, что выставки становятся содержательными и эмоционально, и талантливо. Нужно ходить в музеи, так как это облагораживает тебя. Это должна быть потребность, которая даст тебе новую информацию, новые переживания, которая поможет тебе сформулировать свой взгляд на мир, в котором ты живешь. Моя мечта, чтобы все первокурсники ДВФУ, приехав со всей страны, со всего мира, три дня в неделю посещали музеи Владивостока. И тогда город для них превратится во что-то более конкретное и осмысленное.
Как выстраивалось сотрудничество университета и Третьяковской галереи?
Все началось со стоящей перед Третьяковкой задачи по созданию во Владивостоке большого музейного центра. Коллеги из галереи поняли, что для этого необходимо выстраивать систему партнерств в регионе, и я очень рад, что ДВФУ стал одним из их главных партнеров. Затем был ряд соглашений о запуске совместной образовательной программы.
Изначально мы думали сделать магистерскую программу, но в итоге решили начать с дополнительного профессионального образования «Арт-менеджмент и музейное кураторство». Оно должно дополнить базовые компетенции, которые ребята получают на своих основных программах: у них появится возможность сблизиться с деятелями искусств музейного профиля.
Цель этой программы в том, чтобы создать прецедент, когда большая музейная институция на Дальнем Востоке в содружестве с большим университетом работает над небольшой группой специалистов для узкой отрасли. Ведь ребята, которые поступили на эту программу, приехали из разных регионов — и там тоже есть музеи. И если эти знания им пригодятся, если они дома смогут работать, то это будет очень хорошо. Есть стереотип, что все лучшее в Москве; а я за то, чтобы «где родился, там и пригодился». Если у них получится все реализовать на малой родине, это будет здорово.
Как говорил Юрий Лотман: «Не нужно учить ребенка культуре — нужно его поместить в пространство, где много носителей высокой культуры, и тогда он это начнет впитывать». У студентов тоже есть такая возможность.
Какой смысл вы вкладываете в понятие «арт-менеджмент»?
Один мой товарищ, профессиональный музыкант, сказал, что чем больше будет хороших арт-менеджеров, тем больше будет хорошей музыки. И это абсолютная правда.
Какие есть мировые примеры гениальных продюсеров? В России одним из таких является Сергей Павлович Дягилев. Он приехал из провинциальной Перми в рафинированную среду молодых интеллектуалов: Бенуа, Лансере. И, конечно, между ними был разрыв, который он быстро сократил и даже переплюнул. Дягилев ведь создавал условия, в которых деятели искусств работали, и такую атмосферу, в которой гениальные сценаристы, музыканты, художники раскрывались. В этом смысле можно сказать, что сегодня, как и прежде, значение человека, который продюсирует, участвует в процессе производства, для того, чтобы рождались произведения искусства, очень важно. И дай бог, чтобы у этих молодых людей было очень бережное и вкрадчивое отношение к искусству.
То есть можно сказать, что арт-менеджер – это продюсер в сфере искусства?
— Конечно. Это дело может выглядеть по-разному, ведь менеджмент включает в себя разные аспекты: планирование, контроль, организация, учет и прочее. Можно найти какой-то молодой талант и делать в него инвестиции, а можно поступать совсем по-другому. Например, феномен Серова, который открыла Третьяковка. Сейчас все знают «Девочку с персиками». Однако, что же в ней такого? Но я сам помню, как два или три часа стоял в очереди на выставку Серова. Казалось бы, нет ничего проще, чем взять и поставить все картины одного художника, но ведь раньше никто этого не делал.
Вы участвовали в наборе студентов. На что вы в первую очередь обращали внимание, когда получали мотивационные письма?
— Работы студентов оценивала целая коллегия: Наталья Александровна Федоровская — директор Департамента искусств и дизайна ШИГН, Феликс Евгеньевич Ажимов – директор ШИГН, Лариса Котрелева — директор филиала Государственной Третьяковской галереи во Владивостоке, Яна Гапоненко — менеджер филиала и я. Для меня было важно, чтобы студент показал в этом эссе, почему он действительно хочет учиться на этой программе, зачем ему это нужно. И второе – чтобы он показал какое-то свое отношение к искусству. Начиная от банального вопроса «Кто твой любимый художник?», хотя, по-моему, на этот вопрос нельзя точно ответить. А потом было собеседование, на котором мы просили назвать произведение и автора, чтобы понять, насколько тот или иной человек находится в контексте понимания.
Не разочаровались ли вы в знаниях молодых людей?
— Тут нужно сказать о том, что в этих испытаниях участвовали ребята из разных, в том числе удаленных уголков России. И, с одной стороны, вскрылась проблема недоступности там искусства, а, с другой стороны, о какой недоступности мы можем говорить, когда есть интернет. В итоге мы попытались пригласить учиться тех, кто так или иначе погружен в тематику, в историю.
Почему на программу набирали преимущественно третьекурсников? Сколько длится обучение?
— 500 часов, то есть два семестра – половина этого учебного года и половина следующего. Это был наш первый набор, эксперимент. С третьего курса у студента появляется какая-то «кредитная история». Тот самый случай, когда уже зачетка работает на студента. Хотя мы взяли и ребят со второго курса. У нас был большой конкурс – 70 человек на место, по итогу прошло 23.
Какими компетенциями будут обладать выпускники этого направления подготовки? Чем они будут отличаться от выпускников той же культурологии?
— Культурология очень непростая специальность: она больше академическая и ее предмет довольно не прикладной. Мне бы хотелось, чтобы, во-первых, на выходе эти молодые люди любили и знали искусство, поэтому у них в учебном плане немало часов, связанных с его историей. А, во-вторых, чтобы они обладали умениями и знаниями, которые помогут поддерживать и продвигать высокое искусство.
Как проходит учебный процесс?
— У студентов есть лекционные занятия, на которых они активно общаются с преподавателями, особенно с приезжими. В конце курса у них будет стажировка в культурных объектах Владивостока, а также им предстоит создать собственный проект, лучший из которых Третьяковская галерея профинансирует.
Выпускник этой программы автоматически будет зачислен в штат строящегося музейного комплекса?
— Я не компетентен отвечать на этот вопрос, но думаю, что диплом выпускника этой программы не может являться гарантией трудоустройства в эту институцию.
Что вдохновило вуз в создании такой необычной и довольно масштабной программы, мы выяснили, но что заставляет ребят заниматься по своей основной специальности, а затем до вечера сидеть уже на других лекциях и учиться отличать Репина от Серова по стилю мазка?
Ксения Михайлова, студентка 4 курса направления «Издательское дело»
Ксения Михайлова
— Моя жизнь всегда была связана со сферой искусства. Начиналось все с классического танца, затем я интересовалась живописью и скульптурой, была рада посетить картинную галерею или музей, к тому же у меня всегда было желание разбираться в искусстве на более серьёзном уровне, нежели приходяще-уходящий зритель выставок. В каком-то роде моя основная специальность «Издательское дело» тоже связана с искусством. У нас была даже отдельная дисциплина «История искусства книги». Мне важно раскрыть личный потенциал, поэтому я решила расширить сферу профессиональных возможностей и поступила на программу. Занятия проходят в основном во второй половине дня. От основного учебного процесса программа отличается составом преподавателей. Сейчас лекции читает уже второй приглашённый преподаватель из Москвы — директор музея-усадьбы Останкино Геннадий Викторович Вдовин. До этого нам посчастливилось прослушать курс лекций руководителя Школы культурологи ВШЭ Куренного Виталия Анатольевича. Часть занятий проводится вне стен ДВФУ — на площадках «Открытого лектория по искусству» от Третьяковской галереи. До практики в музеях нам ещё далеко, несмотря на то, что многие ребята уже работают на арт-площадках Владивостока: ЦСИ «Заря», «Артэтаж». Мне, например, посчастливилось стать куратором выставки Антона Бубновского, прошедшей в галерее современного искусства «Арка» в январе. Проект был во многом экспериментальный, и я не устаю благодарить Антона Юрьевича и директора галереи Веру Евгеньевну Глазкову за такую потрясающую возможность. Мне интересно все: лекции, бесконечно интересные книги по соответствующим дисциплинам, выставки и проекты, разворачивающиеся во Владивостоке.
Моя ВКР также связана с искусством: она посвящена художественному оформлению изданий сегмента non-fiction; часть источников совпадает со списком литературы программы дополнительного образования. Мы с научным руководителем анализируем не только тексты по теме, но и иллюстративный материал, обложку, шрифты, так что сейчас особенно интересно, как искусство раскрывается в современной книге. Я не раз убеждалась в том, что в мире востребованы «метаспециалисты», изучающие вопросы, находящиеся на стыке наук и профессий. Мы живём в то время, когда искусство как бы выходит за свои рамки, соединяясь с социальными науками и другими областями научного знания, дающими ответы на жизненные вопросы. Думаю, эта программа точно будет полезна мне в дальнейшей работе.
Мария Третьякова. Студентка 3 курса направления «Журналистика»
Мария Третьякова
Мне кажется, что журналист должен изучать профильную сферу изнутри на достойном уровне, чтобы элементарно не позорить имя и издание. Я задумывалась об изучении философии, истории искусств или филологии в магистратуре, но судьба, если можно так выразиться, решила сделать мне такой подарок в виде программы арт-менеджмента.
Курс отличается интенсивностью, каждый предмет привычно не длится больше недели. Помимо аудиторных занятий мы посещаем мероприятия вроде открытых лекций, дискуссий, которые ДВФУ организовывает совместно с Третьяковкой. В день у нас по две пары. Сейчас я осознаю, какими поверхностными знаниями я обладала до обучения. Прошло всего три недели, но мой интеллектуальный багаж обогащается здесь в геометрической прогрессии. Интересны лекторы, это же умом непостижимо, чтобы я изучала искусство у преподавателей такой величины. Но то, что помогает мне быть «в своей тарелке» — ребята на этой программе.
Я считаю, что молодежи нужно интересоваться тем, что ее увлекает. Если это искусство — здорово, если нет — ничего страшного. Меня никаким образом не увлекает экономика, но это не делает меня «неправильным человеком». Повторюсь про «свою тарелку» — это самое главное.
У искусства множество форм и воплощений: классика и авангард, скульптура и граффити…А стереотип о скучных пыльных музеях с бабушками в шалях – пережиток дремучего прошлого.
Кстати, вспоминая о билетах, разоряющих студенчество. Искусство бывает бесплатным и оффлайн: в третий четверг каждого месяца учащиеся вузов могут посетить Приморскую картинную галерею бесплатно, если вооружатся студенческим. Если забыли или потеряли — музей Арсеньева каждый первый понедельник месяца открывает двери бесплатно для всех.
Автор: Марина Зубко
Редактор: Екатерина Аверьянова
Фото: Алексей Губенко